Псковское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал».

Школьный конкурс 2014

Проведенные мероприятия

15 Янв 2014

Школьный конкурс 2014

Конкурс школьных сочинений «Человек в истории. Россия. XX век» в Псковской области

В начале 2014 года в Пскове и Псковской области среди учащихся старших классов средних школ проходил XV ежегодный Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ “Судьба человека в российской истории ХХ века”. Цель конкурса – разбудить у молодых людей вкус к исследованию истории семьи и фамилии, истории своей малой родины, познакомиться с жизнью и наследием знаменитых, выдающихся земляков, подробнее изучить историю своего края в период Октябрьского переворота, Гражданской и Великой Отечественной войн. Предлагалось особое внимание уделить малоизученным темам, вопросам, по которым до сих пор нет четкого представления, или информация по ним подавалась тенденциозно в идеологическом русле: например, жизнь на оккупированной территории в 1941-1944 гг., советские репрессии, жизнь православных христиан в советском обществе и пр.
Вместе с тем в условиях конкурса были объявлены сочинения на тему взаимоотношений человека и общества, человека и власти, на тему толерантности и взаимодействия граждан.
Возраст участников конкурса - с 14 до 18 дет. До середины февраля 2014 года участники конкурса должны были выслать свои работы на почтовый адрес Псковской областной общественной организации «Псковское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал»».
Всего в конкурсе приняли участие двадцать четыре молодых исследователя, двое из них учащиеся Псковского сельско-хозяйственного техникума, остальные участники – учащиеся школ и лицеев Пскова и Псковской области. Половина работ присланных на конкурс, была выполнена учащимися школ из области. Причем это были не только школьники из районных центров (Невель, Бежаницы, Пустошка, Великие Луки, Опочка), но и из школ более мелких административных селений (Торошино, Карамышево, Красногородск, Новоизборск, Ляды, Ашево).
Если говорить о тематике исследований, присланных на конкурс в 2014 году, то почти половина сочинений (11 работ) так или иначе посвящены теме Великой Отечественной войны. Военная тематика не ограничивалась только периодом 1941-1945 гг., одна работа рассказывала о родном отце учащегося в период его участия в боевых действиях в рядах Советской армии в Афганистане. Одна работа была посвящена памяти земляка, погибшего в период военной кампании в Чеченской республике. Четыре работы были написаны участниками конкурса на основе материала, рассказывающего о жизни их семей в период XX века. Две работы повествуют о выдающихся земляках, наших современниках, сделавших вклад в развитие культурной и образовательной жизни на малой родине. Две работы носили сугубо историко-краеведческий характер, и не были напрямую связанны с историей семьи или местом жительства (исследование, посвященное доходному дому купца Сафьянщикова и работа, рассказывающая о выдающемся исследователе Псковского края и известном общественном деятеле – А.И.Коновницыне). Только одно сочинение было посвящено тематике социально-политической – это работа, в которой автор попытался разобраться в проблемах взаимоотношений людей разных национальностей на примере Псковской области.
Все присланные на конкурс работы были выполнены в соответствии с объявленными требованиями, многие участники в своих текстах использовали наглядные материалы: фотографии, ксерокопии документов, таблицы, рисунки, нередко к письменному сочинению прилагался компьютерный диск с цифровой версией исследования и визуальным приложением.
Из всех присланных на конкурс работ одиннадцать были отмечены призами и признаны лучшими. Среди них две работы заняли первые места, три работы заняли вторые места и пять работ заняли третьи места.
Одной из лучших работ по решению жюри было признано сочинение Виталия Мельника, учащегося Псковского лицея № 4 на тему «Доходный дом купца И.А. Сафьянщикова. Псков, Октябрьский проспект, д.18». В этой работе объект исследования был изучен в максимально возможном объеме – дана его характеристика как памятника архитектуры, рассмотрено значение этого дома для исторического развития Пскова, представлена история дома на протяжении XX века. Невозможно было обойтись и без истории самого купеческого рода Сафьянщикова. Таким образом, на примере всего лишь одного архитектурного образца старинного Пскова развернута целая историческая панорама прошлого нашего края.
Еще одной работой, удостоенной первого места, стало сочинение Анны Курочкиной, учащейся средней школы города Невеля. Ее работа написана на тему «Храним из поколенья в поколенье…» и представляет собой грамотное, увлекательное и неординарное исследование истории своего рода. Исследование Анны начинается с интереса к семейной реликвии, которая хранилась на протяжении многих лет из поколения в поколение - подарочным карманным часам с памятной гравировкой.
Среди работ, заслуживших второе место, все участники - представители районов Псковской области. Клепикова Вера из Пустошки написала сочинение “Мои земляки герои Советского Союза – участники Сталинградской битвы”. В работе представлены судьбы ветеранов Великой Отечественной войны и участников битвы за Сталинград, удостоенных звания героя Советского Союза.
Морозова Ульяна, ученица Москвинской средней школы из Псковского района, написала семейную историю, которую озаглавила «История жизни в дневниках (о судьбе Смирнова Василия Ивановича – псаломщика Ильинской церкви погоста Добровитки)». Это, пожалуй, единственная работа, посвященная истории православной церкви и жизни православных христиан в России в XX веке. На примере жизни и трудов своего родственника, Ульяна показала трагическую общероссийскую историю последнего столетия.
Также была удостоена второго места работа Григорьевой Екатерины из Красногородска. Она представила на конкурс сочинение “Человек с музыкой в сердце”, которое посвящено жизни и творчеству одного из музыкальных педагогов Красногородского Дома детского творчества.
Среди тех, кто за свое исследование получил третье место, можно отметить учащегося Псковской школы № 18 Русакова Андрея с работой, посвященной А.И. Коновницыну. Андрей не только рассказывает об этой яркой личности Пскова, но и размышляет на злободневные темы гражданской войны, красного террора, насилия и культурной катастрофы, произошедшей после Октябрьского переворота в России.
Также среди участников, удостоенных третьего места, оказалась работа ученицы Опочецкой гимназии Шершневой Виктории на тему «Липовский Виталий Иванович». Виктория рассказала о своем замечательном земляке – ветеране войны, профессиональном фоторепортере и интересном неординарном человеке.
Луценко Илья ученик средней школы № 2 города Пскова также получил третье место за свой труд, посвященный подвигу своих предков «Освобождение Псковской земли в годы Великой Отечественной войны: роль моих предков в истории».
22 марта 2013 года в стенах краеведческой библиотеки им. Василева в Пскове состоялась церемония награждения победителей регионального тура XV ежегодного всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. XX век». Перед награждением выступил с приветственным словом председатель правления Псковского общества «Мемориал» Юрий Андреевич Дзева. Затем были вручены призы: победители, занявшие 1-е место, получили планшетный компьютер, участники, поделившие 2-е место, получили электронные книги, а те, кто удостоился 3-го места, были поощрены Mp3 плеером. Кроме этого были награждены учителя – научные руководители участников конкурса, занявших призовые места. Педагогам были вручены компьютерные внешние жесткие диски.
После награждения продолжалось общение за чаем – выступили некоторые участники конкурса и их научные руководители. Обсуждались перспективы продолжения конкурса в следующем году, в том числе пути повышения числа участников и качества самих исследований.
В целом можно отметить, что конкурс удался, были написаны интересные работы, лучшие отправлены в Москву для участия во всероссийском этапе конкурса. В тоже время некоторые работы были написаны в идеологическом русле, несколько поверхностно и конъюнктурно. Это особенно касается работ, посвященных теме Великой Отечественной войны, когда оценки, акценты и основные выводы делаются с позиций, принятых в советское время. К сожалению, практически отсутствовали сочинения на тему, так называемых, «белых пятен» истории нашего отечества. В этом плане основную роль должны играть преподаватели, школьные учителя истории, обществознания и краеведения. Именно научный руководитель может помочь состояться объективному исследователю, не впадая в формализм и не занимаясь мифотворчеством. Ведь главная цель конкурса исторических исследований – обретение ясного, объективного, критического и честного взгляда на историю своего отечества, малой родины или своего рода. Только такой подход поможет развитию у молодых людей ответственного отношения к своему жизненному пути, формированию  подлинного патриотизма, освобождению от тоталитарных и деструктивных идеологем прошлого.

К.П. Обозный
к.ист.н., председатель жюри


Возврат к списку

Краткая сводка за предыдущие годы

С 1991 года 30 октября проводится День памяти политических репрессий.

С 1997 года организованы бесплатные поездки для родных расстрелянных псковичей в Левашовскую пустошь. Согласно данным Книги памяти здесь могут покоиться 8298 псковичей, расстрелянных или погибших во время следствия от бесчеловечных пыток.

В 2007-м году по инициативе «Мемориала» у Мироносицкого кладбища в Пскове был установлен памятный знак. Сюда можно прийти и вспомнить тех, чьи могилы до сих пор где-то остаются безымянными.

С середины 90-х годов была начата работа над Книгой памяти. Сейчас Книга издана в печатном варианте, а на нашем сайте разработана электронная версия, куда мы будем вписывать новые имена, которые узнаем от родственников репрессированных.

С 2012 года в День памяти политических репрессий стартовала новая акция «Возвращение имен». Любой пскович может прийти и зачитать вслух имена из Книги памяти.